О британской керамике/British ceramics – a very short introduction

 

1595_schale_anagoria

Европейская тарелка 1750 – 1800 года, найденная в Берлине

Итак, по просьбам трудящихся о британской керамике. До 17 века делали просто и топорно – из обожжённой коричневой глины с нанесёнными по верху слоями той же глины белого и красного цвета. Вида беларуских кувшинов для молока и соответствующего изящества. Тарелки были такой толщины, что ими запросто можно было убить человека.

С развитием морской торговли из Китая стал поступать фарфор. Белый, тонкий, изящный, с выписанными вручную картинами, выполненными разноцветной эмалью. Всякий уважающий себя англичанин должен был иметь такой фарфор, а соответствующих глин в Англии не нашли. Недаром в английском название керамики “china” совпадает с названием страны Китай – транслитерация старого центра производства керамики Ченгнан (ныне Цзиндэчжэнь).

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Китайский фарфор 17 века

В 19 веке после долгих, мучительных экспериментов научились делать нечто похожее, добавляя в местные глину костную муку. Плюс британцы научились делать переводные на керамику картинки, где с гравированной плиты рисунок переносился на глину автоматически, удешевив производство и увеличив стандартность.

L0057692 Earthenware snuff jar, England, 1750-1800

Английская подделка под фарфор 1750 -1800. Табакерка покрашена белой краской, но под ней – всё та же глина.

 

 

 

 

И со свойственной британцам предприимчивостью начали это выпускать в промышленных масштабах, подражая китайцам в стилях и сюжетах. Теперь уже не только у каждого дворянина в поместье, а у каждого представителя среднего класса в викторианском доме был британский сервиз. Китайцы остались позади, поскольку паровых машин и железных дорог собственного производства у них не было, и опиум косил их ряды. Центром производства в Британии был Сток-он-Тренте, где чуть не половина населения была занята производством керамики, но масса мелких фирм была и по всему Стаффордширу.

 

20170816_174528

Стаффорширдская керамика, на основании клейма  – 1930-е

 

Держалось это вплоть до 1990-х, когда Китай опять нагнал и перегнал по уровню автоматизации, а главное, по дешевизне энергии, материалов и рабочей силы. Сейчас ширпотреб керамики made in China, Сток-он-Трент – депрессивный город – музей, где на каждом шагу возвышаются мёртвые трубы гончарных печей, а туристов возят по еще теплящимися мелким мастерским.

Выжили только high end производители, вроде The Royal Doulton, и они производят высококачественную керамику по доступной – живём один раз, чашки не портятся, when in Rome – цене. Но они соревнуются всё с той же ИКЕА, поэтому все современненько, без исторической ауры.

 

Современность

А теперь представьте себе страну, через территорию которой не проходят две мировые войны. В которой эвакуация не за тысячи километров, а из города в деревню. В которой нет революций, когда материальное уничтожается и случайно, и нарочно. И вообразите отрасль производства, которой сотни лет, и в которой есть внутренняя конкуренция. В результате получаем многолетнее накопление качественного, разнообразного ширпотреба и передачу его по наследству поколениями, которые зачастую не видят никакой ценности в старых кружках и чашках, поскольку некомплект и в ИКЕА можно купить новое дёшево. А также целую индустрию извлечения доходов из этого материльаногослоя через блошиные рынки и благотворительные магазины.

Результат – вал дешёвой керамики. В том числе, подражания китайской годов 30-х – 40-х. У меня нет и не может быть наследства такой давности. Поэтому мы с мужем ходим по барахолкам и покупаем отдельные тарелки (тарелки, в отличие от чашек, сохраняются лучше). Разноцветные картинки кажутся мне аляповатыми, поэтому собираю тарелки с бело-голубыми рисунками. Хотя, конечно, нанесение нескольких цветов с созданием когерентной картинки технически сложнее, но бело-голубой узор на основе оксида кобальта появился в Китае еще при династии Танг (6-9 век н.э.).

“Ива”

20170816_174754_7_bestshot

Узор “Ива”. Найдите замок, цветущую иву, мост, по которому брегут преследуемые возлюбелнные, корабль, два голубка.

После похода в Музей керамики в Сток-на-Тренте дошло, что среди миллиарда разных картинок на британской керамике был наиболее часто воспроизводившийся узор “Ива”, основанный на романтической китайской истории о двух возлюбленных:Когда-то жил богатый мандарин, у которого была прекрасная дочь. Она влюбилась в скромного помощника своего отца (Чанг). Отец, узнав о таком мезальянсе, уволил молодого человека и построил высокий забор вокруг своего дома, чтобы разделить влюбленных. Мандарин хотел, чтобы его дочь вышла замуж за могущественного вельможу. Вельможа прибыл на лодке забрать невесту, привезя в порядок коробку с драгоценностями. Свадьба должна была состояться в день, когда цветы падают с ивы.

Накануне свадьбы дочери герцога помощник, переодетый как слуга, незаметно вошел в дворец. Когда любовники сбежали с драгоценностями, поднялась тревога. Они пробежали по мосту, преследуемые мандарином с хлыстом в руке. Они сбежали на корабле вельможи в безопасное место на уединенном острове, где они жили счастливо в течение многих лет. Но однажды герцог узнал об их убежище. Он послал солдат, которые захватили любовников и убили их. Но боги пожалели несчастных и превратили их в голубков.

Сейчас мы собираем сервиз “Ивы”. Можно, конечно, купить на eBay, но где в этом спорт и романтика?

 

20170816_174036

Необычайно богатый улов мужа на беларуской скатёрке: всё это стоило $10. Стафодширская керамика, 1970-е. Показательно, что как и большинство других таких компаний, фирма разорилась в 90-е.

 

Advertisements

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out /  Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.